ЦЕРКОВЬ ХРИСТОВА

«Церковь Христова – есть Богом установленное общество, соединенных истинной православной верой, священноначалием и таинствами». Слово «церковь», экклесиа (от греч. «эккалео», созывать, вызывать) обозначает собрание тех, кто вызван или приглашен. Это не случайное сборище, не толпа, а собрание людей, объединенных общей верой, общей целью и ответивших на персональное приглашение, на личный зов. Еврейское «kahal» – означает «собрание Израиля по призыву Бога». Мы встречаем также термин «кахал-экклизиа» как обозначение народных собраний в Иерусалиме. Следовательно, этот термин никогда не втречался в нерелигиозном контексте, что соответствует его употреблению в Новом Завете как «Церковь Божия» (1Кор.1.2) и в древней христианской литературе, где он обозначает и поместную общину, и собрание верующих, общество верующих. Немецкое «кирха» и английское «черч», обозначают здание (или помещение), куда люди собираются в воскресенье, в день Господень. Славянское слово «церковь» означает одновременно и «собрание верующих» и храм. А слово «православие» (от греч. «ортодоксия») – означает единственно правильное и адекватное суждение, истинное и правильное учение или правильное славление Бога.

Наименование Церкви «обществом верующих», представляет ее простое описание, но не выражает полного определения всецелого ее существа. Верующие действительно составляют одну из существенных сторон Церкви, но еще большое значение, в рассуждении Церкви, имеет Божественный план, по которому она и создана, и Божественное, организующее ее начало. Церковь – есть одновременно и общество верующих и божественное учреждение. Церковь – есть Богочеловеческий организм истинной жизни, возглавляемый Самим Господом Иисусом Христом и одушевляемый от «Отца исходящаго» Св. Духом (Ин.15.26) Который «созидает Церковь – Тело Христово» (Еф.4.11-12) и изливает на нее Свою благодать и устрояет божественные тайны (1Кор.4.1). Он Учитель истины, Освятитель и Утешитель (Ин.16.7-15). Во время Своего земного служения Господь наш Иисус Христос возвестил, что Он Сам будет Создателем Своей Церкви: «Я создам церковь мою, и врата ада не одолеют ея» (Мф.16.18) – т.е. никто и ничто не сможет ее победить и она будет существовать по благодати Божией всегда; ее Главою (Еф.1.22-23), краеугольным камнем церкви (Еф.2.20) и ее основанием (1Кор.3.11). Церковь Христова родилась в воскресный день, в день сошествия Св. Духа на апостолов (Деян.2.1-4) в г. Иерусалиме. Поэтому Иерусалимская (другое название Сионская) Православная Церковь считается «Матерью» всех Поместных Православных Церквей, так как из Иерусалима Евангелие распространилось по всему миру. Церковь Христова определена в Символе веры как «Единая, Святая, Соборная и Апостольская». Под именем «Православная Церковь» – разумеется сообщество законных автокефальных Поместных Церквей, имеющих между собою евхаристическое общение. Все вместе они составляют Вселенскую Церковь Христову. Таким образом единственной истинной Церковью является лишь Церковь созданная Иисусом Христом, которая содержит Его божественное учение в неповрежденном виде, признает 7 Вселенских Соборов, имеет законно-преемственную иерархию и имеет семь святых таинств.

Церковь есть «небесная» (невидимая) торжествующая (т.е. безплотные ангельские силы и все скончавшиеся в истинной вере и святости, все достигшие совершенства) и «земная» (видимая) воинствующая (т.е все жительствующие, подвизающиеся и ведущие духовную брань с диаволом и грехом христиане), имеющие единство и общение через молитву веры и любви (Евр.12.22-23). Это и есть определение всецелого существа Церкви. Благовестие спасения, принесенное Иисусом Христом и провозглашаемое Церковью – это благовестие для всего человечества (Мф.28.19-20); во Христе упразднены все расово-национальные, социальные и культурные различия (Рим.10.12;Гал.3.28). Поэтому Церковь играет первостепенную и главную роль в истории спасения человечества. И все люди Ветхого и Нового Заветов сподобившиеся спасения, войдут в Церковь Христову.

Видимая Церковь состоит из «сильных» (здравых) в вере и «немощных» членов (Рим.14.1). Под «немощными» разумеются не только кающиеся грешники, но и заблуждающиеся в некоторых вопросах вероучения. И если они были уже во времена апостолов, то и неудивительно, что ныне их еще больше. Христианин никогда не перестает быть членом Церкви, если только не отделит себя от нее бесповоротным отречением или впадением в несомненную ересь (отвергающие Триединого Бога и Боговоплощения) над которой Вселенская Православная Церковь произнесла свой суд (анафему).

В отношении к инославным, Православная Церковь проявляет терпимость, кротость и мудрую осторожность. Церковь не судит инославных (судить их будет только Бог), но врачует «уязвленных древним змием» и ведет уязвленных, но врачуемых, от разделения к единству, от смерти к жизни. Терпимость, прощение, сострадание и милость к разномыслящим вполне соответствует любвеобильному духу Православной Церкви, непрестанно молящейся о торжестве единства Церкви.

Настоятель храма св. вел. муч. Параскевы (Пятницы) с. Александровки., протоиерей Иоанн Салей (УПЦ). №3