Иконопочитание

«Почитая икону – почитаем первообраз».

«Храним не ново вводно все, писанием, или без писания установленные для нас церковные предания, от них же едино есть иконного живописания изображение, яко повествованию евангелия проповеди согласующее, и служащее нам ко уверению истинного, а не воображаемого воплощения Бога Слова, и к подобной пользе. Я же бо едино другим указуются, несомненно едино другим уясняются. Сим тако сущым, аки царским путем шествующе, последующе богоглаголивому учению святых отец наших и преданию кафолической церкви и Духу Святому, в ней живущему, со всяким тщанием и осмотрительностью определяем: подобно изображению честного и животворящего Креста, полагать во святых Божиих церквях, на священных сосудах и одеждах, на стенах и досках, в домах и на путях честные и святые иконы, написанные красками и сделанные из мозаики и из другого пригодного к этому вещества, иконы Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, непорочной Владычицы нашей Святой Богородицы, также и честных ангелов и всех святых и преподобных мужей. Ибо чем чаще через изображение на иконах они бывают видимы, тем более взирающие на них побуждаются к воспоминанию самих первообразах и к любви к ним и к тому, чтобы чествовать их лобзанием и почитательным поклонением* (греч. проскинесис), не тем истинным по нашей вере служением* (греч. латрейа), которое приличествует одному только Божескому естеству, но почитанием по тому же образцу, как оно воздается изображению честного и животворящего Креста и Святому Евангелию, и прочим святыням, фимиамом и поставлением свечей, как делалось это по благочестивому обычаю и древними. Ибо честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней. Вот таково учение святых отцов наших, предание кафолической церкви, от конца до конца земли принявшей Евангелие» (Догмат об иконопочитании. 7 Вселенский Собор., Книга Правил). «Все детские басни, и неистовые глумления, и лживые писания, сочиняемые против честных икон, должно отдавать в епископию константинопольскую, дабы положены были с прочими еретическими книгами» (Книга Правил, Правило 9).

Между двумя греческими словами «проскинесис»* и «латрейа»* есть этимологическое различие. Здесь святыми отцами усматривается две степени поклонения. «Истинное служение», или абсолютное поклонение (латрейа), является уникальным и даруется сердцу человека Самим Богом. Другими словами, только Богу подобает воздавать такое поклонение. «Почтительное поклонение», или почитание, благоговение, уважение (проскинесис), может и должно проявляться по отношению к людям и материальным объектам. Хотя относительное почитание и имеет такую же внешнюю форму, но подразумевает различные намерения (слуги чтят своих господ, граждане чтят своего царя, а дети почитают своих родителей). Относительное почитание икон, не является нарушением 2 заповеди десятисловия, а просто следует прочно установившейся древней практике. Преп. Феодор Студит проводит онтологическое различие между природой образа и природой Первообраза: «Не сущность образа мы чтим, но почитаем Прообраз, который изображен на нем, поскольку сущности изображения поклоняться не можем. Мы поклоняемся не самому изображению и не сущности его, но Прообразу».

Поклоняться нужно только Богу, а святые иконы – почитать и уважать, точно так же, как Святой Крест и Святое Евангелие!

Об изображениях: Бог запрещал в Ветхом Завете изображения лживых богов, а изображения херувимов в скинии и храме, не только разрешал, но и повелевал и через священников освящал (Исхода.25.22; Исх.26.31; 3Царств 6.23-32). Ветхий Завет был тенью Нового Завета (Кол.2.16-17), значит изображения херувимов были тенью изображений святых икон. Бог в Ветхом Завете дал хорошее, а в Новом Завете – лучшее.

О чудесах: Мы не ищем чудес и нам православным они не нужны, но если они случаются, мы благодарим и хвалим за это Бога. Если же кто видя явное чудо (исцеление во вере от креста, икон, мощей…) говорит что это от бесов, то он может впасть в грех «хулы на Духа Святого» (Мф.12.22-32). Но есть хорошее правило по поводу чудес: «Не принимать и не отвергать» (оживляющие кости (мощи) пророка Елисея (4Цар.13.20-21); чудодейственная и исцеляющая тень ап. Петра (Деян.5.15); платки и опоясания ап. Павла (Деян.19.12)).

*Настоятель храма св. вел. муч. Параскевы (Пятницы) с. Александровка протоирей Иоанн Салей.