История и культура нашего села

На расстоянии 26 км. от районного центра г. Хуст расположено село Александровка. До присоединения Закарпатья к УССР село носило название Шандровао. История Александровки неразрывно связана с историей Закарпатского края и одной из его частей — Мараморощиной.

Александровка древнее село впервые о нем вспоминают в исторических документах в 1390 году. О происхождении села существует несколько легенд. Старые люди рассказывают, что его основал разбойник Шандор. Тогда, в древности, здесь шумели буйные леса. Шандор-разбойник облюбовал себе местечко у горы Камень, выкорчевал ее и построил дом. Впоследствии это место стали называть Шандоровым, Шандорово, Шандрово. Как муравьи, бросились люди на леса и вырубили их. Сейчас и воспоминания нет о тех лесах, среди которых прежде осел Шандор-разбойник.

Об учреждении Шандрова (Александровки) говорят старые люди так: «Давным-давно, перед многими веками, на этом месте, где теперь лежит село Шандрово, была одна красная долина, покрытая большим лесом. Пришел тут один разбойник, посоветовался и срубил леса и поставил первый дом, где теперь лук «Рит». Тот разбойник назывался Шандор и от него назвали позже село Шандрово. Ходил тот старый разбойник лесом и уяснил одну криницю. На улице было очень жарко, и он пошел напиться воды. Начал пить, а вода была соленая. Обрадовался разбойник и рассказал своим товарищам об этом происшествии. Ходили они по краям и звали людей к этой кринице, чтобы видели ту соленую воду. Люди приходили и дальше не возвращались, потому что вырубили леса и построили дома. Так возникло и развивалось село Шандрово».

Существует еще одна легенда о происхождении названия Шандрова. Закарпатский краевед М.Михайлець считает, что название происходит не от венгерского личного имени Шандор (Александр), а от названия целебной травы «Шандра», которая надолго сохранилась в крае и в фамилиях людей. В древности лес кормил людей, они собирали в нем грибы, жарили на огне, а для вкуса кропили рассолом. Но не все грибы были питательными, случались и ядовитые, поэтому иногда люди умирали. Выздоравливали только те, которые пили настои лечебной шандры-травы. Вполне возможно, что название села могло пойти от названия этой целебной травы.

Как видим, легенд об основании Шандрова и происхождение его названия хватает. Какая из них правдивая — неизвестно. Утверждать можно только о том, что Шандрово — село с многовековой историей. Об этом свидетельствует и местная топонимика: на территории села есть место под названием «Городища» (название поселений древних славян), вблизи горы Голицы. Возможно, археологические раскопки позволили бы дать ответ о точном времени заселения деревни.

В венгерской научной литературе встречаются утверждения, что население некоторых закарпатских сел Золотарева, Шандрова и других пришло в Закарпатье вместе с венграми. Бесспорно, все версии и гипотезы интересны. В течение длительного времени населения Шандрова оставалось чисто русинским (Украинский) и не подвергалось никаким чужим влияниям. В Шандрови люди в древности называли себя русинами, руснаками и реже — русскими. Кроме русинов в селе проживали также евреи (их в селе называли «жиды»).

Перед Второй мировой войной, рассказывают старожилы, село насчитывало более 300 дворов, 80 из них были еврейскими, а вся власть в Шандр в этот период была в руках евреев. Шандровские евреи жили гораздо лучше русинов. Евреи были людьми образованными и это способствовало интенсивному развитию дел, которыми они занимались. Уже до Второй мировой войны в руках Шандровских евреев была одна третья земли. К тому же владели они лучше землями.
Одной из трагических страниц в истории Шандрова было массовый вывоз еврейского населения. Их вывезли весной 1942 года, и с них в живых осталось очень мало.

В древности и еще в начале XX в. Шандрово было известно на все Закарпатье ропьяными колодцами, но чаще речь идет об одном ропьяном колодце. Как гласят предания, рассол с Шандровского колодца брала безвозмездно вся Мараморощина, а начиная с 20-х годов XX в. этим правом пользовались только крестьяне Шандрова, а другие вынуждены были платить за нее. А в древности в маленькое село приезжали бедные люди по рассол. Набирали его из колодца в бочки и несли на плечах и везли на телегах домой. Варили из него соль в больших котлах и малых кутликах. Крестьяне носили продавать соль аж за перевал, а за вырученные деньги покупали хлеб. Потому, что земля не могла прокормить крестьян.

При въезде в село долго встречал путников почерневший журавль над колодцем, из которого и брали крестьяне рассол на протяжении столетий, чтобы чем постную пищу посолить. Нет уже журавля. Над колодцем возвели современный козырек. Люди рассказывают, что обрубины на ропьяном колодце сделаны из дуба, им более 100 лет. А дерево в рассоле не портится, оно и через века выглядит как свежесрубленное.

Современные геологоразведочные работы показали, что под Александровкой лежит пласт соли, который ведет до Солотвина, Тячевский район).

Туристов Александровская солярня влечет насыщенностью йода в рассоле. Кроме того, подобные природные соляные источники для них — своеобразное чудо света. Сегодня рассол в Шандрове используют для закладки овощей, засолки сала, полива дорог зимой. Для получения соли рассол вываривают и таким образом получают из нее питательный богатый йодом продукт. Был проведен эксперимент в 2007 году: два с половиной литра рассола вываренные и получено 900 граммов чистейшего продукта.

В Александровке есть церковь Святой Матери Параскевы — памятник деревянного зодчества — которая стоит на невысоком холме.

Стены и своды всех трех срубов церкви покрыты стенописью, который был создан в нави в 1779 г. Художником Стефаном Теребельским, о чем говорит надпись, сделанная им на западной стене нефа.

Научные издания и опыты по разному подают время ее построения. История построения церкви и колокольни относится к XVII-XVIII вв. Известный ученый Григорий Логвин считает, что церковь св. Параскевы есть образец деревянной архитектуры конца XVII в. Конкретную дату возведения церкви и колокольни, а именно 1698, подает одна из газет области. Другая распространенная дата постройки — 1753 год, которой придерживается известный исследователь закарпатских церквей М.Сирохман.

Характеризуя религиозную жизнь в Шандрове можно сказать, что в селе до XVIII в. доминировало православие, а в течение XVIИI -XIX в. и в начале XX в. — греко-католицизм. Православие в Шандрове начало возрождаться, как свидетельствуют рассказы старожилов, в 1929-1930 годы, когда по греко-католической церкви вышла часть людей и приняла восточный обряд. Сначала они молились на фаре, а в 1933 году. Начали строить новую церковь. Деревянная церковь св. Великомученицы Параскевы (Пятницы) была возведена в 1934 году. В манере, характерной для православных церквей 20-30-х годов XX в. Однако в конце 90-х годов вокруг нее был возведен новый храм, а старый разобрали.

В Александровке родились многие выдающиеся люди, в частности, известный закарпатский поэт, представитель «пражской школы» Иван Колос (Иван Кошан).

В помещении сельского дома культуры есть комната краеведения, где собрано давнюю одежду, посуду, предметы быта, орудия и др.

Село, центр Александровского сельского совета.
Население: 2280 человек.
Географические координаты: 48 ° 07ь21.7 » N 23 ° 20ь53.2 » E.
Расстояния: Киев — 809 км • Ужгород — 140 км • Хуст — 26 км.
Автомобильные трассы: Т0733 «Драгово — Сокирница» (село находится за 3,7 км. К востоку от трассы местной дорогой).
Первое письменное упоминание: 1390 г.

Источник