«КРЕЩЕНИЕ – ЭТО ПРОСЬБА»

«КРЕЩЕНИЕ – ЭТО ПРОСЬБА».

Некоторые христиане, читая каноническую синодальную Библию, приходят к выводу, что раз «крещение – есть обещание Богу доброй совести» (1Петра 3.21), то это значит, что детей нельзя крестить. И действительно, если читать каноническую Библию на русском языке, то там, крещение является обещанием: «Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но [обещание] Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа» (1Петра 3.21; Библия., Синодальное издание., Москва.,1968 г. ст.1213).

Фактически это неточный перевод Библии. Ближе всего к греческому оригиналу церковно-славянский перевод Библии, которую перевели православные греки святые Кирилл и Мефодий: «Его же воображение ныне и нас спасает крещение, не плотския отложение скверны, но совести благи [вопрошание] у Бога, воскресением Иисус Христовым» (Библия Синодальная на церковно-славянском языке., Санкт-Петербург.,1891 г., ст.1481). Здесь крещение – это просьба (вопрошание). Глагол «επερωταο» в греческом классическом языке может означать обещание. Но в новозаветном «койне» крещение означает только просьбу (койне – это библейский греческий язык или патристический греческий язык). Например, этот глагол встречается в Мф.16.1; Мк.9.32;11.29; Лк.2.46;6.9; Рим.10.20. Отглагольное существительное от него и употребляется в 1Пет.3.21. И нет ни одного случая употребления этого греческого глагола в корпусе новозаветных текстов в смысле обещания. Вполне логичен латинский перевод этого слова «interrogare, rogare», то есть – вопрос и просьба.

Современные переводчики приводят и то и другое: «Которая и вас образное (в образе) теперь спасает крещение (крещения) не [c] плоти снятие грязи, но совести доброй обязательство для Бога (или: просьба к Богу о доброй совести), через воскресение Иисуса Христа» (Новый Завет на греч. языке с подстрочным переводом на рус. язык., Российское Библейское Общество., Санкт-Петербург., 2013 г). «Тут прообраз того крещения, через которое и вы теперь спасаетесь. Не в том здесь, конечно, дело, чтобы с тела грязь смыть, но в готовности с чистой совестью жить перед Богом, через воскресение Иисуса Христа [Или: просьба, обращенная к Богу о чистой доброй совести; другой возможный перевод: ответ или обет чистой совести по отношению к Богу] (Новый Завет и Псалтырь в современном русском переводе., доктор богословия М. П. Кулаков., Институт перевода Библии в Заокском., 2002 г., ст.540).

О чем эта просьба? «Крещение…спасает воскресением Иисуса Христа». Крещение дает дар от Бога через воскресение Иисуса Христа. Не Богу приносится дар, но от Бога ожидается помощь. Крещение спасает не тем, что в нем мы что-то обещаем Богу, а тем, что Спаситель дарует нам плод Своего Воскресения. В крещении мы испрашиваем у Бога дарование доброй и обновленной совести, а если после крещения мы и согрешим, то у нас есть возможность покаяться и чрез причащение очиститься от грехов. Дар совести, позволяющий различать добро и зло, обновляется только воскресением Христовым. Всякий человек судится законом совести, но совесть христианина просвещена спасительным даром, через который «просвещается ум» и дается дар «различения духов». Это и есть внутренняя перемена в человеке, которая не может произойти лишь одним усилием воли или сознания человека. Значит, крещение – это не присяга, не клятва, не юридическое обязательство, а внутреннее изменение в людей, «…у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла» (Евр.5.14).

Ветхий Завет с великой осторожностью разрешал клятвы, но все же советовал: «Когда даешь обет Богу, то не медли исполнить его, потому что Он не благоволит к глупым; что обещал, исполни. Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить» (Еккл.5.3-4), то есть, мудрый человек изберет лучшее. Но Новый Завет категорично запрещает клятву: «Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянитесь вовсе… Но да будет слово ваше: да, да, нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» (Мф.5.33-37). Выходит, если человек во время крещения обещает Богу жить по совести, а после крещения вновь будет грешить, то он окажется лжецом перед Богом. А сама совесть будет для него обвинителем и палачом; будет жестоко терзать клятвопреступника.

Библия однозначно говорит, что крещение – это просьба к Богу о даровании доброй и обновленной благодатью совести. О важности крещения и миропомазания для спасения человека никто не будет отрицать. Это самый важный и ответственный момент в жизни человека. Но многие сомневаются, когда и в каком возрасте нужно крестить человека, чтобы он не осквернил таинство крещения. По этому поводу прекрасно сказано в «Постановлениях Апостольских» (6.15): «Если кто не крестится от воды и Духа, то не войдет в Царствие Небесное» (Ин.3.5). А кто говорит: «Когда умирать буду, тогда крещусь, чтобы не согрешить и не осквернить крещения», тот не знает Бога и позабыл о своей природе. Ибо «Не медли обратиться к Господу, и не откладывай со дня на день: ибо внезапно найдет гнев Господа, и ты погибнешь во время отмщения (Сир.5.8). А крестите вы и младенцев своих, и воспитывайте их в учении и наставлении Божием, ибо «пустите, – говорит [Господь] – детей приходить ко Мне и не препятствуйте им» (Мф.19.14).

Крещение – это просьба. Значит крестить человека можно и нужно в любом возрасте, но воспитывать его в евангельском учении и наставлении Божьем, так, как и учит Единая Святая Соборная и Апостольская Церковь.

Настоятель храма св. вел. муч. Параскевы (Пятницы) с. Александровки., протоиерей Иоанн Салей (УПЦ). №2